Главная/ Новости/ К чину закладки храма в честь священномученика Николая Розова в селе Жданове.

К чину закладки храма в честь священномученика Николая Розова в селе Жданове.

7 июня 2018 года в Пильнинском районе произошло знаменательное событие. Событие не только чисто церковное,  культурно-просветительское, но для нашего района историческое. В старинном селе Жданове   была заложена новая  церковь. Старый храм, который был поставлен в 1811 году во имя Живоначальной Троицы,  поражал прихожан храма и гостей Жданова своей величественной красотой. Считается, что церковь построена по  проекту архитектора М.Ф.Казакова, по крайней мере, она очень похожа на церковь Вознесенья на Гороховом поле в Москве. В пользу авторства говорят несколько архитектурных форм, свойственных стилю – например, ротонда, где расположен главный придел.  Она увенчана ступенчатым куполом, над которым возвышается легкий фонарик, увенчанный крестом. Ротонда – уникальная форма, архетип храма как символа мироздания с его центральной идеей земного счастья. Конечно, может быть  автором проекта был один из учеников М.Ф.Казакова, тем не менее в «Экономических примечаниях»  к генеральному межеванию Курмышского уезда Симбирской губернии написано: церковь Троицы каменная, изрядной, великолепной архитектуры ( так в то время обозначались архитектурные сооружения, по проектам известных российских зодчих, воплощенные в усадебные дома дворян или культовые здания, выделяющиеся на фоне обычных строений). Храмовое строение имело, как и церковь Вознесенья в Москве, форму корабля: пространство вытянуто в длину – монументальная ротонда, трапезная и высокая колокольня находились на одной оси. Верхние ярусы колокольни тоже были  украшены колоннами, только все имело более строгий вид ( без ордеров и других скульптурных украшений). В 30-е  годы 20 века церковь закрыли. Неоднократные  попытки снести храм с лица земли не увенчались успехом, но  от былого величия красавицы –церкви остался только остов здания , который со временем стал разрушаться еще больше. С тех пор прошло 80 лет, много было событий в стране и селе, и светлых и темных, радостных и трагических, а храм как стоял полуразрушенный, так и стоит. Но то, что не помним мы, люди, помнят стены этого храма – и священнослужителей, и простых прихожан, и именитых людей, бывавших в этой церкви. Сколько младенцев было крещено Вере Христовой в купели церкви, сколько проведено таинств венчания – бракосочетанияжан, и именитых людей, бывавшиихожан, и именитых людей, бывавши х в этой церквия о котором у нас имеются( скупые строчки трагильклллл , сколько людей исповедовалось и причащалось – все помнит эта раненная церковь.

И вот снова на Ждановской земле прозвучал колокольный звон, призвавший на площадь православный люд. Только ли лицезрение  полуразрушенной церкви,  когда-то монументальной и великолепной, привело сотни паломников из Нижнего Новгорода и районов Лысковской епархии, жителей близлежащих сёл и самих ждановцев на площадь, или что-то иное, более значимое событие? Да, для жителей села это было просто чудо, другими словами они и не называли Божью благодать, которая сошла на ждановскую землю. А снизошла она потому, что ждановская родная земля явила миру священнослужителей, которые  своими молитвами, своим служением, укрепляли в людях веру в Бога и добро, несли свет Православия в мир, в быт, в жизнь. Не только служением, но и жизнью, в большинстве своём, доказывающими, что жить и служить надо по меркам Небесным.

В Троицком храме с начала 70-х годов 19 века служил священником  Василий Степанович Розов. 10 февраля 1874 года в семье батюшки и матушки Марии Хрисанфовны родился  сын Константин. Он был старшим  сыном в многодетной семье сельского священника. Еще были два сына  – Николай и Михаил и три дочери – Анна, Мария и Вера.

Вот как дочь Великого Патриаршего архидиакона Людмила Константиновна Розова описывает малую родину своего отца: «Константин Васильевич Розов – уроженец Приволжского края, широко раскинувшегося на земле русской и вскормившего немало богатырей.  На реке Пьяне, притоке Суры, на высоком овражистом её берегу расположено древнее, исконно русское село Жданово с памятным храмом, просторной площадью для старинного торга, большим прудом с лесистым островком, сельской школой, домами приходского причта и огромной барской усадьбой, спускающейся к реке. Многолюдное село с крестьянскими угодьями, самобытным укладом жизни навсегда сохранилось в памяти его уроженцев».                                                                          Немного прокомментируем воспоминания Л.К.Розовой.                                                 Во второй половине 18 – начале  19 века село принадлежало коллежской асессорше  Дарье Ивановне Пашковой. И в 1776 году тщением её супруга – Александра Ильича Пашкова была построена деревянная церковь простой архитектуры и освящена в честь Живоначальной Троицы. До этой церкви, видимо, стояла другая, в честь Воскресенья Христова – недаром село ранее именовалось Воскресенское. Но деревянные церкви, в большинстве своем поставленные в селах,  ветшали, разрушались, не миновал их и огонь, так  разрушилась и более древняя ждановская церковь Троицы. А  в 1811 году была поставлена  церковь новая, каменная, коштом сына владелицы села – Алексея Александровича Пашкова. Церковь тоже осталась Троицкой и с теплыми приделами во имя Трёх Святителей Московских и всея Руси – чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, да в честь чудотворной иконы «Всех скорбящих радости». Ранее уже вы могли прочитать её описание. Барская усадьба во время служения В.С.Розова  принадлежала  потомкам  героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора Степана Степановича              ( Стефана Стефановича) Андреевского, прах которого покоился в фамильном склепе в церковной ограде. Надгробная плита с надписью о захоронении генерал-майора С.С.Андреевского и поныне находится у полуразрушенной церкви. Последним владельцем усадьбы будет Александр Сергеевич Андреевский.( Жена Ст.Ст.Андреевского была дочерью А.А.Пашкова, поэтому имение перешло к ней, и как приданое досталось С.С. Андреевскому, а потом уже их сыновьям и внукам).

В Жданове ежегодно проводилась ярмарка, которая называлась Десятой (десятинной) – и проходила  в десятую пятницу после Пасхи, торговали на ней купцы из уездных городов разным товаром, в том числе и «колониальным». Еженедельно , по вторникам, в селе был базар. На него тоже приезжали купцы из Арзамаса,  Алатыря, Курмышского уезда  с разным  мелочным товаром. Крестьяне местные и из близлежащих сел  на базаре продавали и покупали нужный в хозяйстве товар – деревенские изделия и хлеб.  В дни торга площадь возле церкви кишела народом. Для увеселения детей и даже взрослых были установлены карусели, выступали иногда даже кукольники. Детей радовали редкими сладостями, для господ же это было временем общения, каких-то переговоров ( у Пашковых, потом Андреевских  были конные заводы, псарни – поэтому посмотреть было что). Мимо Жданова проходила дорога из Симбирска в Курмыш, или , как ее называли – почтовый тракт ( ответвление Алатырь – Курмыш).  На левом берегу Пьяны – напротив  Жданова стояла деревянная мукомольная мельница о восьми постав, принадлежащая, как и часть рыбных ловлей по Пьяне монашествующим Флорищевой пустыни Суздальской епархии.                                                                                             Национальный состав Курмышского уезда тоже можно было увидеть на ярмарке или базаре – татары из ближних сел, рядом живущая  мордва и чуваши из-за Суры. Соседнее с Ждановом селение – мордовская деревня Юморга – было приходским в Троицкой церкви. Юморгские крестьяне были набожными, в отличие от мордвы других селений, в  которых долго еще наблюдались языческие пережитки. В таком строе жизни юморгской мордвы значительную роль играла Православная церковь, а особенно проповеди и пример жизни священнослужителей, показывающих путь к Богу. Очень долго ревностно служил в Троицкой церкви священник  о.Дмитрий Воскресенский. В 1848 году  он уже был благочинным округа. В 1866 году в метрических книгах упоминается скорее всего тоже еще он – именно  о.Дмитрий Воскресенский. А далее в записях метрических книг можно видеть уже о.Василия Розова.

Старший сын Розовых Константин Васильевич, обладающий даром чудеснейшего пения ( редкостным по красоте звучания голосом  –  басом-профундо) за свое ревностное служение и преданность Богу и Церкви был удостоен высокого церковного звания – Великий Патриарший архидиакон. Умер от болезни сердца, не дожив до 50 лет 17 мая 1923 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве .

Второй сын – Николай Васильевич Розов, всю свою жизнь тоже посвятивший  служению Богу и Церкви, в 30-е годы прошлого века, во время очередного витка гонений на Церковь,  был репрессирован, потом сослан в Уфу и там снова арестован. Ни мигом сомнения и раскаяния не поступился Христовой верой и своим священническим долгом ( хотя уже три года вынужденно не служил),  был приговорен к высшей мере наказания.  5 марта 1938 года он был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле в Уфе.  Ему было 60 лет. Архиерейским Собором Русской Православной церкви 2000 года причислен к лику новомучеников и исповедников российских, а определением Священнейшего Синода 2002 года  – священномученика .

       Третий сын – Михаил Васильевич Розов, имел диаконское служение. В годы Советской власти на время прекращал служение Церкви, затем снова возвращался, не смотря ни на какие жизненные обстоятельства. Михаил Васильевич не мог отделить себя от служения Церкви, Богу  – ведь он, продолжатель династии священнослужителей,  не мыслил  себя вне Высокой Веры.  Как и Николай Васильевич, попал под репрессивную государственную машину, был арестован ( в Ленинградской области, где  проживал), и так же был приговорен к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 6 марта 1938 года. Михаилу Васильевичу было 56 лет.

   Старшая дочь Розовых, Анна Васильевна, вышла замуж за Александра Михайловича Красовского,  и он получил приход Троицкой церкви села Жданова. Прожил Александр Михайлович Красовский тоже недолго, умер 19 августа( ст.ст.) 1915 года 49 лет.  Панихиду на его похоронах служили священники благочинного округа, судьба большинства которых была трагична:                                                                                                     г.Курмыша Успенского собора священник  Михаил Раждаев (репрессирован)

с.М-Майдан священники Григорий Никольский и Дмитрий Березин

с.Пильны священник Василий  Петрович Воскресенский (расстрелян 13 октября 1937 года)

 с.Знаменского священник Александр Крылов

 с.Бортсурман священник Михаил Воскресенский (расстрелян 9 сентября 1918 года)

с.Деянова священник Стефан Немков( расстрелян 9 сентября 1918 года)                                                                                                       с.Нават священник Владимир Воскресенский и священник Николай

Дивногорский (расстрелян 3 января 1938 года)

 с.Качалова- Межнинского  Нижегородской епархии Константин Спирин и г.Сергача Николай Бланков

 С диаконом Курмышского Успенского собора  Владимиром Петровым с.Пильны Александром Григорьевичем Никольским ( расстрелян 13 октября 1937года)                                                                                                                     Псаломщики Алексей  Мухранов и Алексей Пантеров

Вторая дочь, Мария Васильевна,  была замужем за священником Василием Григорьевичем Крыловым ( родом из села Деянова). Последние годы жизни Василий Григорьевич Крылов служил в г.Красное Село Ленинградской  области. Как и братья Розовы-  Николай и Михаил , при аресте не отрекся от веры Христовой и Церкви и был расстрелян 21 октября 1937 года.

Вера Васильевна Розова, самая младшая дочь, вышла замуж за студента  С-Петербургских сельскохозяйственных курсов Алексея Герасимовича Мухранова, жителя с.Жданова. Первое время он служил псаломщиком Ждановской церкви, потом работал агрономом. У них жила некоторое время (после смерти отца, Великого архидиакона Константина Васильевича Розова) Людмила Розова.    Там же, в Жданове, у бабушки Марии Хрисанфовны и тетушки, жил  и учился в начальной школе сын Николая Васильевича Розова – Николай.  Об этом рассказал в музее внук  священномученика Николая Розова – Александр Николаевич Розов, который приехал из Санкт- Петербурга , чтобы присутствовать на столь значимом событии на родине его деда и прадеда.

Вашему вниманию предоставляем материал, размещенный  на официальных сайтах  Московского Патриархата и Нижегородской Митрополии:

7 июня 2018 года у разрушенного храма в честь Святой Живоначальной Троицы в селе Жданово Пильнинского района Нижегородской области, расположенном на территории Лысковской епархии Нижегородской митрополии, была совершена Божественная литургия. Богослужение было приурочено к 95-летию со дня кончины великого архидиакона Константина Розова, уроженца этого села.

Литургию возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрийепископ Лысковский и Лукояновский Силуанепископ Нерчинский и Краснокаменский Аксий, секретарь Архиерейского совета Нижегородской митрополии протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Лысковский епархии протоиерей Андрей Самсонов и другие клирики Нижегородской и Забайкальской митрополий.

За богослужением молились Александр Розов — внук священномученика Николая Розова, брата архидиакона Константина Розова, а также представители православного молодежного клуба «Ташино» из города Первомайска и молодежного клуба в честь священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, из города Лукоянова. В храме присутствовал глава местного самоуправления Пильнинского района Виктор Козлов.

По окончании Литургии епископ Силуан поблагодарил митрополита Георгия за визит и совершенное богослужение, отметив, что нынешняя Литургия в Жданове — первая за много лет. Управляющий Лысковской епархией преподнес главе Нижегородской митрополии икону священномученика Николая Розова.

Приветствуя собравшихся, митрополит Димитрий сказал: «Пусть мы разделены расстоянием в тысячи километров, но на самом деле мы значительно ближе, чем кажется. Преподобный Варлаам Чикойский, прославленный для общецерковного почитания в Соборе Сибирских святых, родился на нижегородской земле. Он получал благословение у преподобного Серафима Саровского. И в нашей епархии, как и на нижегородской земле, он почитается как светильник Церкви». Глава Забайкальской митрополии подарил епископу Силуану образ преподобного Серафима Саровского.

В своем слове митрополит Георгий, в частности, сказал: «Сегодняшний день — особенный как для села Жданова, так и для всей Нижегородской митрополии. Сегодня мы вспоминаем великого архидиакона Константина Розова, употреблявшего свои природные дарования, прежде всего великолепный голос, на служение Церкви. Все, кто его знал, запомнили отца Константина как человека доброго и скромного. Так характеризовали не только архидиакона Константина, но и его братьев: священномученика Николая и диакона Михаила. О них можно сказать, что это достойные сыновья достойных родителей, воспитавших своих детей в благочестии».

Владыка Георгий вручил церковным благотворителям — депутату Законодательного собрания Нижегородской области Наталье Засыпкиной и Владимиру Засыпкину — юбилейные медали Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира».

Далее митрополит Нижегородский Георгий возглавил чин закладки храма в честь священномученика Николая Розова. За богослужением молились: митрополит Читинский Димитрий, епископ Лысковский Силуан, епископ Нерчинский Аксий, протоиерей Сергий Матвеев, протоиерей Андрей Самсонов, клирики Нижегородской и Забайкальской митрополий.

В беседе с журналистами митрополит Георгий сказал: «Славные сыновья Отечества рождались на нижегородской земле. Такими были и священномученик Николай Розов, и его братья. Большой духовной радостью для всех нас является сегодняшнее событие — новый храм появится в Лысковской епархии. Особенно важно, что освящен он будет в честь священника, который явил собой пример верности вере Христовой в страшные годы гонений на Церковь. Благодаря появлению новой церкви большее число людей сможет узнать о его подвиге. Сохраняя и умножая память о новомучениках, мы делаем значимый шаг в возрождении тех традиционных духовных оснований жизни народа, которые пытались уничтожить в период революции».

 Отрадно было видеть молодых людей  на этом знаменательном богослужении и в момент закладки нового храма. Что говорить о более  зрелых жителях, на лицах которых блестели слезы радости и какого-то особого чувства благоговения, благодарности и воскрешения памяти. И хоть скупа пока информация  о тех священно и церковнослужителях, которые служили в старой Троицкой церкви, но мы хотим поделиться с вами, уважаемые посетители нашего  музейного сайта, некоторыми именами. Может быть, кто-то прольет свет и на биографии этих  служителей. В конце 19 – первой половине 20 века в Ждановской церкви служили и совершали все таинства: священник Михаил Лебедев (1897 год – скорее всего, он на время замещал о.Александра Красовского). 1915 год  и далее – священник Владимир Воскресенский.  Диаконы – Михаил Степанович Немков ( у него были дочери Рахиль и Маргарита) – 1894 год. Диакон Александр Степанович Данилов – 1895 год, 1897 – диакон Георгий Савельевич Баляев, диакон Александр Васильевич Алмазов -1902 год, диакон Пантелеймон  Васильевич Воскресенский,  диакон Иоанн Рождественский.                                        Псаломщики:Александр Степанович Смирнов  – с 1895 г. (  у него дети Николай, Елизавета, Анна,Михаил – в то время кандидат Казанской Духовной Академии), Николай Александрович Смирнов – 1905 и далее, и.д. Иоанн Александрович Добросмыслов, Алексей Герасимович Мухранов.   В 1903 году в Жданове умер заштатный священник Казанской губернии  сТенеева Иоанн  Степанович  Введенский и погребен в церковной ограде Троицкой церкви ( уж не брат ли Василия Степановича Розова ? Фамилии ведь будущим священнослужителям давались в семинарии и он оказался почему-то в Жданове). И далее наш список  пока оказывается прерванным и последним священником, сведения о котором у нас имеются ( скупые строчки трагической участи) был  Беляков Иван Николаевич. Он родился в 1896 году в д.Утке .Служил священником в с.Жданове. Приговорен тройкой  НКВД  26 сентября  1937 года к высшей мере наказания. Расстрелян 13 октября 1937 года.

 Пусть же этот день – 7 июня 2018 года будет в памяти не только тех, кто присутствовал и молился на богослужении, но и их потомков, а также станет вехой в духовно-нравственном возрождении  россиян, сердцем и разумом познающим Святыни родной земли.

Вверх