Район наш уникален тем, что здесь сошлись степь и лес, сливаются вместе удивительные реки – Пьяна и Сура. В районе пересеклись исторические судьбы народов – русских, татар, мордвы. Сказочная красота и историческая насыщенность – ипостаси привлекательности района.(11) Наш район сейчас называют землей Святого Праведного Алексия Бортсурманского, канонизированного Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году, поклониться которому паломники идут и едут со всех уголков страны.
История подарила району Курмыш – третий по древности город Нижегородчины (1372) после Городца и Нижнего Новгорода. На протяжении веков он был уездным центром, четыре десятка лет центром Курмышского района,(11)а сегодня по праву Курмыш можно назвать памятником исторического наследия: такого статуса у него нет, но в Курмыше более 10 памятников исторического и культурного наследия, входящих в реестр памятников регионального и местного значения.
Районный центр Пильна своим возникновением (1698г.) обязан Петру I и российскому флоту (22). Здесь, на реке Пьяне, по указу Петра были установлены 2 пиловальные мельницы для производства дубового теса, отправляемого по воде для сборки кораблей на имеющиеся или строящиеся верфи. Поселение работных людей прозовется Пиловальные Заводы, постепенно трансформируясь в упрощенное «Пильна». (22)
Пильнинская земля не один раз за всю историю меняла свой статус и административно, и территориально. Курмышский и Алатырский уезды входили в состав Московского государства, делясь на станы, а те, в свою очередь на волости. По указу Петра I земли отошли к Казанской губернии, c 1714 года в Нижегородскую губернию, далее разделенную на провинции; по Указу Екатерины II отошли к Казанскому наместничеству, через год к Симбирскому наместничеству, при возвращении прежних названий «губерния», Пильнинская земля (в ее современном состоянии) будет разделена между Курмышским уездом Симбирской губернии, Сергачским и Васильсурским уездами Нижегородской губернии. Как видно из фактов, мы вместе со всей страной формировали вехи российской государственности. Конечно, события, происходящие у нас на местах, так называемая локальная история, никогда не влияли на судьбу страны или области. Но те этапы, через которые прошла страна в течение последних десятилетий, тоже этапы нашей жизни.
И вот уже на исходе второе десятилетие 21 века, насквозь пронизанного техникой, электроникой, века огромных скоростей и грохота. Когда на ночном небосводе мерцают рукотворные звезды – спутники, когда мир опутала всемирная паутина и ежечасно через электронные СМИ показывают мир цинизма, насилия, пороков человечества, внося свою лепту в деградацию человека.
Как бесконечно далек наш 21 век от недалекого, в принципе, прошлого, когда воздух не содрогался от рева самолетов, шума больших городов, воя эстрады и другой какофонии. Когда тишина казалась естественной, особенно в жизни сельского жителя. Просторы небес, золотые пажити полей, голубые очи озер и неторопливость рек. Дивное эхо давным-давно ушедших времен? Нет! Это мы видим и сейчас. Но мы редко слышим благовест колоколов, когда он плывет в лазоревом небе, и сама земля кажется сказочной, былинной. Мало их осталось на нашей земле, которую мы зовем Родиной, а обиднее всего, на той земле, которую мы называем малой Родиной. Но ведь не в глубине бездонного колодца затерялись многие судьбы и события! Самое заветное, как и роковое должно сохраниться в памяти народа. И вперемежку с отрадным приходится листать горькие страницы истории, хранящие следы черной напасти, муки и великих бедствий.
В народе сейчас пробуждается интерес к достоверному факту, к реконструкции событий. В характерах людей мы исследуем историю, в событиях истории познаем человека. Поэтому человек 21 века полон беспокойного желания побродить по старым улочкам городов, полюбоваться дивными пропорциями и красотой существующих старинных храмов и, что любопытно, путешествовать пешком, на велосипедах или автомобилях и запечатлеть старые, полуразрушенные сельские храмы и выложить их фото в Интернет с комментариями или без них. Что это? Мы слышим зыбкий зов из глубины веков, ощущаем свою отдаленность или же живую причастность, родство с этим давним, полузабытым прошлым? А может мы, наконец, проснулись от долгого и глубокого сна и видим вчера, сегодня, завтра?
Очевидно, именно дистанция времени с щемящей остротой дает нам возможность понимать сегодняшний день, наше бытие. Все больше людей начинает интересоваться историей своей малой родины, предков, и даже заниматься краеведением. Делом благородным, рожденным искренними чувствами. Потому как это история Отечества, но не в далеких отблесках зарниц, а по-домашнему родная. Где гордость и зримые утраты живут рядышком, возле дома или на соседней улице. И есть в этой истории свои легенды и предания, свои гении и злодеи. Они воплощают в жизнь главную идею русского философа Н.Ф. Федорова «патрофикация» ( воскрешение отцов), которая была сформулирована еще в конце 19 в. «…Мы все осознаем, что истории обычных людей будут намного богаче, важнее, и подарят нам больше радости, чем история всех народов, вместе взятых.» (12). Таким образом, местная история – это способ мобилизации исторической памяти и инструмент научно-исторического познания. Мы хотим знать правду о самих себе, хотим понять свой характер, истоки духовной силы.
Целью данной краеведческой работы является исследование и содействие восстановлению памяти о выдающихся личностях Русской Православной Церкви – наших земляках, рожденных и воспитанных в семьях православных священнослужителей на пильнинской земле.
Православная культура станет неотъемлемой частью русского быта, о чем свидетельствует художественная литература (23). А православные священники (порой полуграмотные) с давних времен стали самыми почитаемыми на селе людьми. А позднее и самыми грамотными, т.к. они на себя возьмут и функцию учителя. Доступное церковно-приходское начальное образование во 2-й половине 19 века было проникнуто идеями христианской нравственности и морали, любви к Отечеству. Уроки Катехизиса, Закона Божия, библейские истории, четыре правила арифметики были обязательны.
В адрес-календарях мы находим данные о храмовых праздниках и крестных ходах. Даже в годы Великой Отечественной войны жители с.Столбищи и окрестных деревень собирали до несколько тысяч человек, участвующих в Крестном ходе и молебне у Святой колодца.(5). А в дни престольных церковных праздников некоторые председатели колхозов в годы войны давали народу отдушину, и объявляли своей властью народу выходной, хотя работали тогда труженики тыла и днем, и ночью.(5) Но такая вот душа русского народа, необъяснимая и неукротимая.
На протяжении многих веков православная церковь была накопительницей и хранительницей национальной культуры и традиций. Идеал любви, доброты, прощения, сострадания, милосердия, пронизывали христианское воспитание; они звучали в проповедях для сотен людей; они становились неотъемлемой частью человеческого сознания и мировоззрения, передаваясь из поколения в поколение. Обостренными чувствами обладали дети священнослужителей, чье воспитание шло не только и не столько в семье, чей уклад жизни был, в том числе, продиктован и статусом батюшки и матушки , а еще и в стенах храма, в раннем их служении. Дети сами выстраивали свои ценности, а одной из важнейших ценностей православной веры является любовь к земному Отечеству.
В истории русской Православной церкви она была выражена столь многочисленными примерами, что их трудно перечислить. На Руси всегда с особой силой воспринимались слова Господа Иисуса Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). И, действительно, любовь к Родине и товарищам способна приводить к самопожертвованию. Ради истины и веры люди, порой, отдают жизнь. Примеров тому опять очень много – от ратников Куликова поля до героев Великой Отечественной войны, от Аввакума Петрова до священнослужителей-страстотерпцев советских времен, от Кузьмы Минина до … Александра Прохоренко, имя которого мы узнали совсем недавно.
Русский идеал правды и справедливости есть принцип соединения истины и добра в правде святой. Отсюда особый национальный идеал – Святая Русь, в отличие от Прекрасной Франции, Доброй Старой Англии, Великой Германии… Отсюда и сохранение идеала Святой Руси.
Чувства любви к Родине иногда сравнивают с любовью к матери, поэтому не случайно, что слова «родина» и «мать» часто соседствуют. Слово «патриотизм» имеет в своем понятии «отцовство», «отечество» – то, что дается в наследство от отца, преемниками которого являются сын или дочь. А если говорить о Православии, – это фундамент веры русского народа. Это вера отцов.
Пильнинская земля взрастила просто колоссальных, по- моему мнению, личностей, которых православная Церковь причислила к лику Святых. Не все церковнослужители, о которых пойдет речь в этой работе, стали Святыми, но познаются они не в словах и замыслах, а в их повседневных делах. «Нет для человека выше и святее занятия, чем служение Богу и людям».. (17). Они оставили нам пример подвига своей жизни, своего служения Богу и людям: митрополит Нижегородский и Алатырский Павел I, Великий патриарший архидиакон Константин Розов, его братья – новомученик Николай Розов, и расстрелянный на другой день после брата Михаил Розов. Это новомученик и исповедник земли нижегородской Алексей Порфирьев и его племянник новомученик Иоанн Лазарев, архимандрит Давид (Дмитрий Иванович Мухранов), отец и сын Еремей и Григорий Рожанские и целый сонм династий священнослужителей и церковных деятелей, чьи имена вошли в анналы истории. Но их подвиг веры надо знать и помнить потомкам, их землякам. Ибо неизученность – признак равнодушия, Не исследовано– значит никого не интересует. Озарим ярким светом доброй памяти род священнослужителей, просиявших на православном горизонте, и произнесем наши сокровенные слова признательности семье Розовых.
Старинное село Жданово, когда-то именуемое Воскресенским( видимо, по церкви, что стояла там с давних времен до 1811 года, когда была построена новая красавица –церковь, освященная в честь Живоначальной Троицы и с теплыми приделами во имя Трех Святителей Московских и всея Руси – чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, да в честь чудотворной иконы « Всех скорбящих радости».(10) Село Жданово расположилось на высоком, овражистом берегу изворотливой реки Пьяны, что через несколько километров вольет свои воды в Суру, а та понесет их в матушку Волгу. Была просторная площадь для еженедельного торга, на огромном пруду лесистый островок, дома приходского притча и огромная барская усадьба потомков героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора С.С.Андреевского, прах которого покоился в фамильном склепе в церковной ограде. Здесь и поныне в майские дни из-за палисадников и изгородей поднимают свое белое прозрачное сияние цветущие черемуха и рябина, сплошное кружево сирени, белая метель цветущей вишни да розоватое половодье заневестившихся яблонь. И среди этой красоты сегодня стоит храм, полуразрушенный, но гордый статью
И на холме среди селенья
В кругу больших старых берез стоял громадный, без сомненья
Храм Божий – радость светлых слез.
Пусты его окна – глазницы
И не звонят колокола.
Над алтарем летают птицы,
Скривились набок купола.
Они державу собирали –
Святые храмы на Руси.
Страну от нечисти спасали
Себя от русских не спасли.
Стоит огромный, величавый,
Опустошенный злом до дна
Храм Божий, русский, православный
Стоянка стаи воронья.(Ю.Вольнов)
В Троицком храме с начала 70-х годов 19 столетия служил священником Василий Степанович Розов. 10 февраля 1874 года в семье батюшки Василия Степановича и матушки Марии Хрисанфовны родился сын Константин. Он был старшим сыном в многодетной семье сельского священника. Еще были два брата – Николай и Михаил и три сестры – Мария, Анна и Вера. Матушка воспитывала детей в любви и строгости, и до конца своих дней неизменно сохраняла доброе имя «мамочка». Как и во многих семьях священников большое значение в воспитании детей родители придавали книгам. Вечернее чтение вслух, ставшее правилом для всех, приучало их к сосредоточенности и вниманию, способствовало полноте восприятия прочитанного. Став взрослыми, дети бережно хранили в своих сердцах теплоту родного дома. Следуя вековой высоконравственной традиции русского народа, они не только почитали родителей, но и ежегодно «проведывали»- навещали свою мамочку. Каждое лето все дети Розовых со своими семьями обязательно приезжали на родину, в село Жданово.(19) Будучи учениками или уже священнослужителями приезжали домой, крестить детей родственников, быть поручителями при венчаниях.
Константин Розов. Начальное образование, как и другие дети, получил в сельской школе. В 1883 году Константина определяют в Алатырское духовное училище и отсюда ему открывается прямая дорога следовать по линии отца, посвятив свою жизнь служению Богу. Он отправляется учиться в Духовную Семинарию губернского города Симбирска. Дочь К.В.Розова в своих воспоминаниях об отце пишет: «Просматривая записи семинарских занятий отца невольно обращаешь внимание на глубину постижения им жизни, духовной ее красоты. Это чуткое внимание к жизни, надо полагать, было присуще его натуре и способствовало выявлению его творческого дарования» (19). Большой отрадой для семинариста было участие в архиерейском хоре Троицкого Собора Симбирска. Это послужило началом развития самой природой поставленного голоса молодого Константина Розова при его восхождении к вершинам певческого искусства. По окончании учебы в 1895 году он был определен псаломщиком к Всехсвятской церкви, где в 1896 году венчался с Любовию Ивановной Полововой.В августе этого же года епископом Симбирским и Сызранским Никандром он был определен на диаканскую вакансию в Кафедральный Троицкий Собор, а 13 сентября рукоположен в сан диакона. Духовно-нравственные традиции православного богослужения были сполна восприняты молодым священнослужителем. В 1897-1898 гг. К.В.Розов одновременно состоял законоучителем в городском приходском училище №6.(19)
В эти годы в России усилилось возрождение традиций древнерусского искусства. Это ощущалось в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, а также в светском и церковном пении. Собиратели редких голосов России обратили внимание на певческий талант Розова и пригласили его в Москву.
В 1898 году Высокопреосвященнейшим митрополитом Московским и Коломенским Владимиром Розов был определен на штатное диаконское место в Московский Кафедральный Собор Христа Спасителя. 8 ноября 1902 года К.В.Розов был определен к Большому Успенскому Собору и возведен в сан протодиакона. Но Храм Христа Спасителя остался для Розова навсегда незабываемым.
В 1903 году на богослужении при участии протодиакона Розова в Большом Успенском Соборе присутствовала Императорская Семья. В августе «Всемилостивейше пожаловано ему из Кабинета Его Императорского Величества золотые часы с золотой цепью» (19) Император выразил желание видеть Розова протодиаконом при Соборе Зимнего Дворца в С-Петербурге. В Санкт-Петербурге Розов прослужил до 1907 года и подал прошение об увольнении от означенной должности, мотивируя климатическими условиями С-Петербурга свою невозможность служить там. Митрополит Московский и Коломенский Владимир поддерживает прошение Розова и определяет его снова служить протодиаконом в Успенском Соборе.
И здесь, в Москве, духовно более близкой Розову, он обретает широкое народное признание. А.П.Смирнов вспоминает об этой поре: « В незабываемое десятилетие этого века в Москве существовали четыре достопримечательности:Художественный и Большой театры, Третьяковская галерея и Синодальный хор. Трудно было приобрести билеты в эти театры, зато всегда и для всех были доступны Третьяковская Галерея и Большой Успенский Собор в Кремле, где пел Синодальный хор и служил необыкновенный протодиакон Константин Васильевич Розов, И если в Москве кумирами в основном образованной публики, были Шаляпин и Качалов, то Розов являлся всеобщим любимцем.» (21) Маршал Жуков в своих мемуарах вспоминал, что «в Успенский Собор ходили с удовольствием слушать великолепный Синодальный хор и специально протодиакана Розова, голос у него был как иерихонская труба.» (13) От могучего протодиаконского голоса во время службы в храмах дребезжали стекла и дрожали, а иногда и гасли, церковные свечи. В.К.Розов, развивая древнерусскую традицию исполнения богослужебных текстов, присущую русскому духовенству и передаваемую из поколение в поколение, из рода в род, довел это искусство до артистического совершенства.
Старое московское духовенство ценило в голосе протодиакона не только мощь и красоту звучания, но особенно его благоволение к службе Божией. Душевная щедрость К.В.Розова бескорыстно и сердечно проявлялась во всем. Очень много можно привести зарисовок «фольклорного» характера, когда он отдавал людям последние деньги или последний кусок хлеба. Благотворительность означает творить добро, благо. И В.К.Розов участвовал во многих благотворительных концертах, обществе благоустройства средних учебных заведений, госпиталей, устраивал сольные духовные концерты.
В 1913 году К.В.Розов был приглашен на торжества освящения Храма –памятника русским воинам в Лейпциге. Символично, что на его родине, в с. Жданове, у стен храма покоился прах героя Отечественной войны 1812 года, участника заграничного похода Русской Армии и знаменитой «битвы народов» под Лейпцигом С.С.Андреевского, мимо надгробной плиты которого (сохранившейся до сего времени) бегал маленьким мальчиком, потом с крестом и поклоном подходил к надгробию уже взрослым. Розову была оказана великая честь – участвовать в литургии. «Своим могучим, сочным, бархатным голосом протодиакон Розов точно отчеканивал слова прошений; дивно пели синодальные певчие. Но вот началось Многолетие… Розов превзошел самого себя. Могучий голос заполнил весь храм; его раскаты, качаясь и переливаясь, замирали в высоком куполе. И этим раскатам могуче вторили певчие»(19) Богослужение очаровало иностранцев. О Вильгельме после этого богослужения говорили : «Он бредит Розовым».
А в 1914 году именно К.В.Розов читал на Красной площади Манифест объявления войны Германией России.(21 )
После революции созывается Поместный Собор Русской Православной Церкви и восстанавливается Патриаршество в России. При избрании Патриарха в Храме Христа Спасителя Розов провозгласил Многолетие, ноты которого, с авторской надписью «Красе Московского Успенского Собора К.В.Розову на долгую и добрую память от А.Кастальского» были вручены ему великим композитором.
В 1921 году столица отмечала юбилей Константина Васильевича Розова – 25-летие его службы в Москве. Торжество состоялось в Храме Христа Спасителя, где собралось свыше 15 тысяч человек. Были Патриарх, Митрополит и несколько епископов. Еще в 1918 году К.В.Розов был удостоен звания Патриаршего архидиакона с вручением двойного ораря и камилавки, о чем торжественно сообщалось в официальной прессе. А в день юбилея состоялось наречение К.В.Розова Великим Архидиаконом.(16 )
Во время проведения высокого торжества в храме юбиляр обратился к собравшимся с кратким словом. Выразив сердечную благодарность, он сказал: « Я – волжанин, и сердечно прошу вас оказать помощь голодающим Поволжья, моей Родине…»(18) Все собранные средства были переданы государству. «Мысль о Родине, постигшем ее несчастье, глубоко волновала отца», -пишет Людмила Константиновна. Он организует концерты, в которых многократно участвует сам, « в помощь голодающим Поволжья», в разных городах страны.
В послереволюционные годы многое менялось в государстве, в жизни Православной Церкви. Однако Розов неизменно оставался безгранично преданным служению Церкви и Патриарху Тихону, ныне причисленному к лику святых. Когда в 1923 году К.В.Розов заболел, а до этого он неоднократно испытывал нужду ( даже продал царский подарок – золотые часы, продал свою знаменитую шубу, чтобы купить лекарства). Однажды, у Новодевичьего монастыря, на лоне природы, в философском раздумье, у К.В.Розова возникла мечта о возвращении в родное Жданово, в тишину сельской жизни. Однако этой мечте не пришлось воплотиться в реальность.17 мая 1923 года К.В.Розов скончался. Он ушел из жизни в возрасте 49 лет. К 100-летию со дня рождения К.В.Розова в 1974 году Московская Патриархия установила на его могиле на Ваганьковском кладбище памятный крест белого мрамора с надписью : «Великий Архидиакон Константин Васильевич Розов». В Москве и Ульяновске теперь проходят фестивали и чтения в честь К.В.Розова – Великого архидиакона.
Второй сын Розовых – Николай – родился 27 ноября 1877 года. В 1898 году окончил Симбирскую Духовную семинарию и женился на дочери священника Ольге.,так же как и жена Константина, закончившей епархиальное училище. Жена стала ему верной помощницей, впоследствии разделив с ним тяготы гонения и ссылки.
В 1904 году Николай Васильевич был рукоположен в священники к храму в селе Барышская Слобода близ Алатыря. В 1906 году он поступил в С-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1910 году со званием кандидата богословия и преподавал Закон Божий в Еленинском институте.
Н.В.Розов был деятельным участником Александро-Невского общества трезвости, всю свою жизнь был большим противником пьянства. О пагубной привычке русского человека он с горечью писал: «…Катятся волны, захлестывают города, села и деревни; гибнет, захлебывается в море водки русский народ. Ужели мы будем еще и еще добровольно нести гнет этого злого злодея гения нашей Родины?»
После революции он снова возвращается в сельскую провинцию, с 1918 по 1922 год служит в храме села Григорова неподалеку от Алатыря, затем в мордовском селе Коноклейки. С 1925 года перебирается под Петроград –там рядом находится его сестра Мария, которая была замужем за священником Крыловым. Служит в храме села Купчино, потом становится настоятелем греческой церкви на Лиговском проспекте. Один из алтарей, освященный в честь святителя Николая, о.Николай называл русским уголком. В 1932 году перешел в Никольский храм на Охтинском кладбище. В 1935 году протоиерея Николая наградили митрой..В том же году власти произвели массовые аресты городского духовенства. 19 марта о.Николая Розова арестовали и выслали на пять лет в Уфу, «как социально опасного элемента». С ним выслали и жену.
В Уфе о.Николай освоил ремесло переплетчика, с которого кормился. В 1937 году начались новые массовые аресты среди духовенства, в том числе и уже отбывающих ссылку.12 декабря он был арестован, 13 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила о.Николая Розова к расстрелу. Ни по одному из пунктов обвинения Н.В.Розов не признал себя виновным. Отец Николай был расстрелян 5 марта 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года прославил протоиерея Николая Розова в лике новомучеников и исповедников Российских. Память его совершается 5 марта, в день кончины.
Третий сын в семье Розовых – Михаил, родился в 1882 году. Также, как и старший брат, закончил сначала Алатырское духовное училище, а затем Симбирскую духовную семинарию. Служил псаломщиком в церкви святой великомученицы Екатерины при Императорском училище правоведения в С-Петербурге до 1917 года. После революции учительствовал, потом был рукоположен в диаконы в 1925 году. Служил в Ленинградской области в г.Ораниенбауме. Некоторое время примыкал к иосифлянам, потом вернулся в Московскую Патриархию.
По обвинению в «участии в контрреволюционной монархической церковной организации» в конце 1930 года был арестован. Через несколько месяцев освобожден в связи с прекращением следствия. Далее стал служить диаконом в Преображенской церкви г.Урицка (Лигово). Оставляет службу в 1935 году. На момент ареста в 1938 году был гражданином без определенных занятий, но это не помешало выдвинуть ему обвинение как священнослужителю и антисоветчику. Особой тройкой НКВД Ленинградской области приговорен по ст.58 -10 УК РСФСР и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 6 марта 1938 года,(13) т.е. на следующий день после расстрела брата Николая. Но только ни один, ни другой об этом не узнали.
Более полное описание жизни и деятельности других невинно пострадавших священников позволит составить новые сведения, которые еще предстоит найти. Изучение документов, воспоминаний, может быть, писем – задача на будущее. Безвестные имена нуждаются в нашем внимании, в нашей памяти и воскрешении.
Использованная литература
5.ГОПАНО ф.79,оп.1,д.802
6.Метрические книги Троицкой церкви с.Жданова 1882-1916 ( не описаны)
7.ЦАНОф.570, оп.1, д.д.2303,2298,2299,1839
8.ЦАНОф.2013
9.Архимандрит Макарий «Памятники церковный древностей»Н-Новгород, «Нижегородская ярмарка»,1999г.
10.Баженов Н.»Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900г.»Симбирск 1903г.
11.«Где Пьяна с Сурой сливается» Чебоксары,2008 г.
13 Жуков Г.К. «Воспоминания и размышления»,М.1971 г.
15.Лушин А.Н. «Священник – душа народа» Н-Н. Изд.отд.Нижегородской епархии,2011 г.
16.Окунев И.П. «Из дневника москвича»//Наше наследие №1-1991 г.
17.Проповедь «Служение как спасение»//Журнал Московской патриархии №1-2001 г.
21.Смирнов А.П. «Великий архидиакон»//Наше наследие №1-1991
22.Филатов Н.Ф. «Веси Нижегородского края» Н-Н.1991г.
23.Шмелев И.С. «Лето Господне» М.2014г.
( Примечание: В размещенном тексте отсутствует материал,содержащийся в работе Ф.И.Лигановой «Нести духовный свет из года в год, из века в век» о династии Порфирьевых , родом из М-Майдана, митрополите Павле первом (из Курмыша), архимандрите Давиде. Краеведчесское исследование было подготовлено к Первым межрайонным краеведческим чтениям в Бортсурманах. Материал о других священнослужителях, наших земляках, будет далее размещаться на сайте районного краеведческого музея)