Главная/ Новости/ Молодость моя! Школьные года!..

Молодость моя! Школьные года!..

В преддверии Международного Дня Учителя в музее прошла традиционная  встреча с ветеранами педагогического труда. Эта встреча была особенной, так как совпала и с декадой пожилого человека и 100-летним юбилеем комсомола.  Понятие « пожилого человека» сразу было отброшено присутствующими, ибо душой все ещё молоды, а вот День рождения комсомола и все, что с ним  связано, было встречено с искренним задором. Есть что вспомнить, есть о чем поговорить, есть свои предложения по будущему подрастающего поколения.

Встреча за чайным столом проходила в выставочном зале музея под эгидой  «Я в мир удивительный этот пришел…» Рассматривая экспонаты, находили среди них фотографии  одноклассников или запечатленные события своих юных лет или уже своих учеников.  Как оказалось, детские страницы жизни были  такими яркими, что помнится всё: как принимали в октябрята, пионеры, как вступали в комсомол.  Среди ветеранов –педагогов были те, кто октябрятские звездочки изготавливали своими руками – вырезали из картона и обшивали красной тканью, звездочки государственного образца у нас на селе появились позже, уже где-то в 1961 году.

С каким воодушевлением все вспомнили торжественное обещание юного пионера и законы пионеров Советского Союза. Вспомнили даже такие моменты, как санпостовцы проверяли чистоту рук перед входом в класс, чистоту белых воротничков, как мыли обувь в плохую погоду ( слякоть). Пять правил октябрят тоже не забылись. Пионерские годы со сборами отрядов, линейками, походами и кострами, честным пионерским  и дружбой.  Как оказывали тимуровскую помощь пожилым и больным односельчанам – носили воду, дрова, вскапывали землю, пропалывали сорняки, зимой чистили снег  и помогали делать другую работу по дому. Но самый главный труд пионеров – учеба, поэтому вспомнили и взаимопомощь, и как « пропесочивали» лентяев и двоечников на совете отряда или дружины, как несли индивидуальную ответственность, как пионерское поручение , за отстающих. А так как уже в школе будущие педагоги были очень исполнительными, активными и ответственными, такое задание они считали очень почетным. А районные пионерские слеты 19 мая! Какой праздник был для лучшего пионерского отряда школы, заслужившего своими делами права представлять свою пионерскую дружину на пионерском слете! Готовили альбом-рапорт, обязательно зрелищный номер физкультурно-гимнастических упражнений, украшали машину красочными плакатами, цветами, флагами. Как отметили педагоги – и как это нас отправляли на грузовых машинах, в кузове, какая техника безопасности, сказали бы сейчас! Но тогда это было в порядке вещей и никто ничего предосудительного  в этом не видел.

Л.В.Ларина самым ярким и запоминающимся событием в жизни пионеров района назвала эстафету Факела, который передавали из района в район в нашей стране навстречу 50-летию Советской власти. К нам в район Факел должен быть доставлен делегацией Спасского района. Перед средней школой ( это бывшая школа №1 ) была сделана импровизированная трибуна из снега. Со всего района прибыли представители пионерских дружин и комсомольских организаций школ. И Ф.И.Лиганова вспомнила, что из Медяны они приехали на лошади, которой управлял ученик 10 класса Тарлыков Анатолий (он в школе был членом комитета комсомола), а впоследствии  стал зав. орготделом РК ВЛКСМ. От пионерской дружины делегатом была Педина Л.В.( тогда Вашуркина Лиля). Это был февраль месяц – зима в самом разгаре, до Пильны около 30 км, ехали низом от Мамешева, и, спускаясь с горы, лошадь побежала, и нас с Лилей выбросило из саней, а возчик поехал дальше, не заметив потери. И только когда мы начали громко кричать, он остановил лошадь. И смех, и грех, как бы сказали сейчас. Но ведь опять скажешь: два десятиклассника и семиклассница! И родители отпустили, и школа направила. Разве могло такое произойти сейчас? И опять это было нормальным для 60-х годов, да ещё такая гордость – мы представляем школу на встрече Факела. Далее Лида Конюхова (Ларина) в составе Пильнинской делегации повезли Факел для передачи в Чувашию, в Шумерлинский район. Поезд не должен был останавливаться на промежуточных станциях, но по ходатайству районных организаций к Управлению железными дорогами, поезд остановился в Княжихе. Делегацию с Факелом встречали княжегорские школьники во главе с директором школы Матросовой Лидией Ивановной. После небольшого митинга на перроне,  пильнинская делегация с  Факелом отправилась в Шумерлю со своей миссией.

Ещё одно знаменательное событие в жизни молодежи вызвало оживленное обсуждение – это прием в комсомол. Каждый из присутствующих вспомнил свою историю вступления в эту уникальную общественную организацию – ВЛКСМ, в которой они состояли в самое  лучшее время  – юные и молодые годы, ведь в комсомоле находились с 14 до 28 лет. Как хотелось вступить самыми первыми, и как обидно было, что их день рождения приходился на более поздний период, и в классе уже были комсомольцы, а ты ещё нет.  Наиля Жафяровна Иксанова вспомнила случай не из своей биографии, а из истории вступления в комсомол  сестры, ибо этот пример врезался в память. Окрыленная, сестра пошла на собрание, а вернулась оттуда плачущей. Бабушка, взволнованная такой несправедливостью, пошла вечером в школу – её внучка – лучшая, а её не приняли! Оказалось, девочка забыла принести фотографии и её прием перенесли на другой день.

А как зубрили  Устав ВЛКСМ, как задавали друг другу вопросы из Устава, как разбирали принципы демократического централизма. Почему-то именно  этот вопрос  было принято задавать, и если вступающий не мог объяснить один из принципов, то могли и сказать: «Выучишь Устав, приходи!».Кого-то принимали в первичной комсомольской организации класса, если по Уставу это было положено, кого-то на общешкольном комсомольском собрании, если школа была небольшая и «первички» были не во всех классах. С каким волнением подходили к старшим комсомольцам за рекомендацией в комсомол, а с ещё большей ответственностью к учителям-комсомольцам. Что уж говорить о том, если тебе рекомендацию дает член КПСС (в этом случае  достаточно одной  рекомендации). Как можно было подвести в дальнейшем этих товарищей – ведь они поручились за тебя. И, наконец, наступал самый ответственный и волнующий день – тебя приглашают в райком комсомола, на заседание бюро, где должны утвердить решение школьного комитета комсомола о приеме  или отложить вопрос. Но последнее случалось крайне редко – ведь все инстанции вроде бы успешно прошли. Но и там ещё предстояли серьезные испытания. Потому как разговор уже шел не о знании Устава или о работе Ленина «Задачи союза молодежи», а о положении в стране, международной обстановке, новинках литературы, о фильмах, журналах, молодежных инициативах. Какая радость, гордость овладевали тобой, когда первый раз расписывался в комсомольском билете, и когда тебе вручали алую книжечку с силуэтом Ленина на обложке и прикалывали комсомольский значок! Ты стал причастным к делам молодежи далеких огненных лет – к Павлу Корчагину  и молодогвардейцам, Виталию Баневуру и Зое Космодемьянской, Юрию Гагарину, первостроителям  Комсомольска-на-Амуре и целинникам, к сотням тысячам Героев и знаменитейших людей, прошедших школу комсомола! Потом большинство из педагогов, присутствующих  на встрече, стали  комсомольскими лидерами на местах – и в школе, и в педагогических учебных заведениях – комсоргами, членами комитетов комсомола, и других общественных организаций.

Затем разговор перешел уже в чисто педагогическое русло: как они пришли работать в школу.  Вспомнили пильнинскую традицию – как принимали молодых педагогов в районе. В Горьком проходило торжественное собрание с напутствием выпускникам вузов и педучилищ на работу в сельские школы. За выпускниками из района шел автобус. Встречали в областном центре , обычно, заведующий РОНО и секретарь РК ВЛКСМ. Ехали в район, кто-то в совершенно незнакомый, кто-то к себе домой. А в Пильне, на площади перед райкомом, ждали директора школ, пионеры с цветами. После встречи на площади, всех приглашали в кабинет  I секретаря  РК КПСС. Там  первый секретарь райкома партии рассказывает о районе, о школах, знакомит молодых учителей с руководством района. И уже поздно вечером, директора везут своих молодых учителей в школу, в которую они получили направление. Кого-то определяли на частные квартиры, к бабушкам, кого-то в дом учителя (такие уже были во многих селах). А.К.Горбунова вспоминала, когда их вез Михаил Петрович Топорин в Кисленку, то сказал: «Девочки, вам надо приобрести резиновые сапожки, без них в деревне не пройти». Но, как сказала Анастасия Константиновна, в этом году как раз осень стояла сухая, и сапожки практически не понадобились. Людмила Геннадьевна Разуваева, даже вспомнив, разволновалась – она получила направление в свою школу, в которой сама училась и которую закончила. «Как я войду в школу, где учителя меня помнят ученицей,  как на первых порах меня встретят, и как мне себя вести?» Но все произошло как-то совершенно  естественно,  наверное, мудрость учителей была и в том, чтобы встретить молодых специалистов  так, как будто только их и ждали и только на них надеялись, сделав акцент на том, что вы ведь наши, свои.

В школах молодых учителей сразу нагрузили общественными поручениями: кто-то стал внештатной  старшей пионервожатой (там, где не было штатной), кого-то сразу выдвинули в районный совет молодых учителей – Садову Т.В., кого-то в селе избрали секретарем комсомольской организации, как например Иксанову Н.Ж.- в Петряксах была колхозная комсомольская организация, школьная, учительская и территориальная. Так вот Найле поручили такой сложный участок – территориальную организацию, где в одной связке должны быть работающие в разных сферах комсомольцы на селе.  Молодые учителя иностранного языка стали возглавлять клубы или кружки интернациональной дружбы ( КИД ), в которых с ребятами, занимающимися в КИДе, писали письма зарубежным сверстникам, получали ответные; так завязывалась дружба детей не только с ребятами союзных республик, но и других стран, потом эта переписка стала и личной – ребята переписывались уже самостоятельно. Вели комсомольскую политучебу в кружках «Прометей», «Глобус», «Наш Ленинский комсомол», а в сельских организациях еще «Нормы коммунистической морали».

 В летние каникулы  работали в пионерских лагерях, передавая свои навыки в туристической деятельности, например, юным туристам, исходив все близлежащие окрестности и побывав в  дальних походах. А кто сопровождал детей в туристических поездках по городам-героям, другим замечательным местам нашей страны – конечно, молодые учителя. Если говорить о комсомоле – молодые учителя были опорой районной комсомольской организации в деле воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и интернационализма, трудовом, идейно-политическом и нравственном. А в сельских комсомольских организациях – они и участники художественной самодеятельности, и зачинатели новых обрядов – например, комсомольских свадеб, проводов в Советскую Армию. Об этом тоже можно говорить особо.

Работавшие тогда в профтехобразовании Валентина Ивановна Агафонова и Галина Васильевна Гусева вспоминали об особенностях работы с учащимися ПТУ – что греха таить, тогда шли в училище те, кто не осваивал в полном объеме школьную программу, но это были трудолюбивые, отзывчивые ребята, которые шли получить рабочую специальность. А когда училище стало давать и среднее образование, контингент сменился, и все, что происходило в комсомольской жизни школьников, стало вестись и в училище, да здесь еще присоединились всевозможные конкурсы по линии профессионального образования.

 А в целом, комсомол назвали хорошей школой жизни – и это не ностальгия по ушедшим временам и молодости, а действительно, мы тогда отдавали щедро людям все, что знали и умели сами, жили для людей. Это был девиз нашей юности «Раньше думай о Родине, а потом о себе». И педагоги, встав у школьной доски в молодые годы, оставили этот лозунг на всю свою жизнь.    В начале нашего отчета о встрече с ветеранами –педагогами  стоят слова: «Молодость моя! Школьные года!»,а закончить повествование хочется словами из песни: «Учитель! Сколько надо любви и огня, чтобы верили, чтобы слушали, чтобы помнили люди тебя!..» Так действительно есть, так, надеемся, и будет в дальнейшем.

Вверх