Благодатная почва нашей земли воспитала не одну династию священнослужителей. Они укрепляли в людях веру в Бога и добро, несли свет любви, доброты, прощения, сострадания, милосердия, которые пронизывали всё воспитание; они звучали в проповедях, слушаемых сотнями людей, они становились неотъемлемой частью человеческого сознания и мировоззрения, передаваясь из поколения в поколения.
Богослужения в 70-нач.90-х 19 века в Троицкой церкви проводил иерей Василий Степанович Розов. Вместе с матушкой Марией Хрисанфовной они воспитали троих сыновей и трех дочерей. Дети сами выстраивали свои ценности, а одной из важнейших ценностей является любовь к земному Отечеству. Все три сына стали священнослужителями. И для них – Константина, Николая, Михаила был особенный идеал правды и справедливости, как принцип соединения истины и добра в правде святой. Отсюда у нас в России особый национальный идеал – Святая Русь, в отличие от Прекрасной Франции, Доброй Старой Англии, Великой Германии… (и как их можно сейчас назвать?). А идеал Святой Руси мы пытаемся всеми силами сохранить сегодня.
Юбилейные и памятные даты обязывают к воспоминаниям. В эти дни мы вспоминаем Великого патриаршего архидиакона Константина Васильевича Розова – его 150-летний день рождения.
5 марта – День памяти священномученика Николая Розова.
Николай Васильевич Розов, всю свою жизнь тоже посвятивший служению Богу и Церкви, в 30-е годы прошлого века, во время очередного витка гонений на Церковь, был репрессирован, потом сослан в Уфу и там снова арестован. Ни мигом сомнения и раскаяния не поступился Христовой верой и своим священническим долгом (хотя уже три года вынужденно не служил), был приговорен к высшей мере наказания. 5 марта 1938 года он был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле в Уфе. Ему было 60 лет. Архиерейским Собором Русской Православной церкви 2000 года причислен к лику новомучеников и исповедников российских, а определением Священнейшего Синода 2002 года – священномученика.
6 марта – день памяти третьего сына из семьи Розовых – Михаила Васильевича. Он, как и старший брат Константин, имел диаконское служение. В годы Советской власти на время прекращал служение Церкви, затем снова возвращался, не смотря ни на какие жизненные обстоятельства. Михаил Васильевич не мог отделить себя от служения Церкви, Богу – ведь он, продолжатель династии священнослужителей, не мыслил себя вне Высокой Веры. Как и Николай Васильевич, попал под репрессивную государственную машину, был арестован (в Ленинградской области, где проживал), и так же был приговорен к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение 6 марта 1938 года. Михаилу Васильевичу было 56 лет.
Возвращаясь в Жданово…
Обветшалый храм словно дышал шумом ветра, врывавшимся в пустые глазницы огромных разбитых окон. Он разговаривал с нами, отзываясь эхом на каждый звук. А потом молчаливо кричал об испытаниях, выпавших на его долю. Он обволакивал и оглушал звенящей тишиной, переживая всю боль столетнего забвения и беспощадных попыток трижды стереть его с лица земли. Храм жил и живет по сей день, многострадальный, полуразрушенный с обветшалыми стенами, но величественный, выстоявший и не сломленный, чтобы донести до нас страшные ошибки, совершенные нашими предками и давая пищу для размышления. 5 марта в память о семье Розовых благочинный Пильнинского МО Родион Каримуллин совершил литию по усопшим. Ее совершению помогал и храм, открывая свою душу нам, сегодняшним прихожанам. Во время молитвенного песнопения в храм влетела пара голубей, и не смотря на пасмурный день в небе ненадолго появилось солнце, и его яркие лучи проникли в оконные проемы, заполнив храм своим светом. Голос о. Родиона во время молитвы взлетал ввысь под купол храма и раздавался в его стенах. «Вечная память! Вечная память!» – отзывалось в наших сердцах, там же под куполом все время кружили и голуби…
В краеведческом музее, на малой родине Розовых, продолжаются мероприятия по сохранению и умножению памяти династии Розовых, делается ещё один шаг в возрождении традиционных ценностей жизни народа России.