Главная/ Новости/ Традиции самодеятельного театрального коллектива Медяны в фокусе истории.

Традиции самодеятельного театрального коллектива Медяны в фокусе истории.

Не знаем, откуда уж пошла такая поговорка, но про медянских жителей в Пильнинском районе  говорили: «Если  из Медяны – или артист, или специалист».  Заслужить  такую оценку своей работы, чтобы она стала крылатым выражением многого стоит. А медянцы ее заслужили  своими талантливыми людьми, которые  занятие самодеятельным театром  считали своим вторым призванием.

 Откуда такая любовь к театру в глубинном селе?  Нас когда-то учили не доверять источнику с аббревиатурой ОБС ( одна бабка сказала), и голословно,конечно, утверждать не стоит. Но и такая  версия (пока бездоказательная за неимением документального подтверждения, а вдруг?) имеет право на жизнь. Дело в том, что в Медяне в первой половине 19 века в своей усадьбе  жил помещик Александр Лукич Лихутин. Вместе со своим братом Дормидонтом Лукичем он был участником Нижегородского (Симбирского)  ополчения в

Заграничном походе войны с Наполеоном. Сей факт документально доказан.  Служил он в Курмышском уезде капитан-исправником и был женат на крепостной крестьянке. Так вот, у него  «на хлебах» проживал богемский подданный, бывший актер петербургской немецкой труппы Шульц. В Медяне его звали Федором Ивановичем. Он был человек ученый, знал лекарское дело и жители его уважали. И все-таки он был актерской профессии, и не проявить свой талант он не мог. Логично предположить, что он создал «крепостной театр», в который пригласил крестьян, способных перевоплощаться, а также дворовых людей. Так или не так это было, рассудит время.

С началом новой истории в России, уже советской, документальных свидетельств о времени и людях  сохранилось больше.

Давайте и мы с вами  включим «машину времени» и  мысленно перенесемся почти на столетие назад, когда в наших селах стали образовываться так называемые Народные дома – прообразы современных Домов Культуры. Вместо кресел в зрительных залах стояли скамьи (скамейки), освещение осуществлялось керосиновыми лампами, керосин для которых надо было еще «выбивать» в вышестоящих организациях. Нардом  служил заведением, в котором в самых разных формах шло  просвещение простого народа , образцам культуры и искусства.

Первые попытки ставить спектакли, пусть небольшие по формату , появились в первые годы Советской власти среди местной интеллигенции, служащих, комсомольцев. Конечно, нет уже тех людей, которые были участниками  самодеятельности тех лет, нет даже  их детей, которые могли бы поведать, как играли  самодеятельные артисты, как их воспринимали сельские зрители. Но зато сохранились скупые строки архивных документов, по которым можно воссоздать картину того времени – даже по названиям  «постановок» (именно так  называли  тогда пьесы, которые ставились на сцене). И еще у некоторых сохранились смутные  воспоминания современников  о своем участии в таких выступлениях.

Вот например,некоторые архивные выписки, подтверждающие  слова о попытках ставить спектакли: « 3.2.О постановке спектакля в пользу Пильнинской ячейки.   Поручить тов.Березневу подготовить таковый в ближайшее будущее. или « к 10 июля подготовить спектакль, с 4 июня начать репетицию», « просить драматическую секцию Нардома, чтобы таковая избрала пьесу, использовали силу ячейки и поставили спектакль в скором времени». « 23 февраля, в 6 годовщину Красной Армии и Флота (1924 г.) поставить военную пьесу.» Названия пьес:»Красный генерал», «Умный и глупый», водевиль «Домовой»,пьеса «Странник» и т.п. (ГОПАНО, ф.2385 оп.1,ед.хр.1).  Обязательно перед спектаклем проходила какая-то беседа или лекция, а после – струнный оркестр, декламация и хор. Таким образом , передовые грамотные люди проводили культуру в жизнь села, приобщая  таланты из простого народа. В книге «История, легенды, люди Медянского края»  в очерке А.Лопуховой «В память за подаренную радость» рассказывается о самородке из народа Архипе Агеевиче Николаеве, человеке с удивительным голосом,обладающем мощным чарующим басом. Он заставлял  слушателя жить одной жизнью с песней. Русские народные песни, арии из опер «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Садко», «Руслан и Людмила»- любое его исполнение затрагивало душу и сердце.Кто-то захочет больше узнать об этом уникальном певце из народа, возьмите в руки книжку про Медяну, и найдете там материал  не только для информации, но и для души. Здесь же хочется привести отрывок, касающийся  как раз внедрения новой культуры в жизнь. « Не мог любитель пения  стоять в стороне от новой песни, она захватила его целиком, и он часто целыми вечерами пропадал в Народном доме на спевках хора. Он был запевалой и дирижером.Архип Агеевич пел новые песни с таким же вдохновением, как и старые песни и церковные молитвы. Он верил в Бога и продолжал петь в цкрковном хоре. И бывали случаи, когда праздник Пасхи совпадал с празднованием 1-го Мая, нужно было петь и в клубе на сцене, и в церкви на клиросе. И он успевал повсюду. «Отречемся от старого мира..!», мощно сотрясало воздух, и зритель, затаив дыхание, слушал своего певца. «Верую-ю-ю!..» раздавалось могуче в церкви, и прихожане забывали осенить себя крестом, упиваясь мощными чарующими  звуками чудного баса».

Чем дальше от нас это время, тем важнее сохранить для истории все, что связано  с первыми попытками сельской интеллигенции  приобщить крестьянина ( чаще всего неграмотного)  к культурному времяпрепровождению – как бы сейчас сказали – досугу                                                                                                                    Чурганов Василий Николаевич, который в 20-е годы работал в детском доме в Медянах, в начале 70-х годов  20 столетия вспоминал о том времени, в котором было много неизвестного, неизведанного, порой пугающего, но и обнадеживающего. Все-таки вера в хорошее будущее для большинства  беднейшего крестьянства была выше, чем возврат к прошлому. «Готовились ставить спектакль силами молодежи, учителей, воспитателей детского дома. А детдом находился на самом краю Медяны, на территории женского Покровского монастыря, который после мятежа 1920 года был  «уплотнен», а потом и закрыт. Там находилась коммуна им.Фролова, и ряд помещений занял детский дом. В основном, в детдоме жили бывшие беспризорники, которые потеряли своих родителей в Первую мировую и гражданскую войны.  Это были мелкие воришки, хулиганы, и жители села первое время боялись оставлять свои дома незапертыми, ибо «антихристы» ( так они их называли за то, что своим пребыванием детдомовцы оскверняют святое место – монастырь) могли сотворить что угодно. Тревогу по поводу оставления подопечными своих воровских наклонностей пришлось работникам детдома испытать не раз. Последний случай как раз был связан с художественной самодеятельностью.

     Итак, в Медяне готовились поставить спектакль перед населением к очередному празднику Великой Октябрьской социалистической революции. Работники были задействованы в постановке спектакля и надо было идти на репетицию. Но репетиция была назначена на вечер, клуб был довольно далеко, в центре села, а осенью   темнеет рано и  воспитатели боялись оставить подопечных одних. Но ребята заверили, что все будет нормально и можно за них не беспокоиться – с ребятами остались только нянечки. Репетиция затянулась и в детдом возвращались уже за полночь.  Входя на территорию монастыря, воспитатели заволновались, ибо окна  спален  были темны и только на втором этаже мерцал маленький огонек  «мигалки» ( керосиновой лампы без стекла). Войдя в помещение, они ужаснулись увиденной картиной – кровати были пусты. Отсутствовали не только дети, но и постельные принадлежности. А постельное белье было новое, полученное от Американской администрации помощи –АРА. АРА оказывала помощь голодающим детям Поволжья по просьбе писателя Максима Горького. Помощь голодающим детям Поволжья была в нашей стране  инициирована и Великим патриаршим архидиаконом Константином Васильевичем Розовым, уроженцем Жданова. Он очень болезненно переживал  за смерть детей, сам прикладывал массу усилий в помощь своим землякам, вплоть до организации концертов и сбора средств. Детскому дому привозили  консервы, сахар, другие продукты. Осенью ребятам привезли обувь – солдатские ботинки, не востребованные армией США. И когда вошедшие увидели, что никого и ничего нет в комнате, подозрение, что собрав все, что можно, ребята убежали на ж/д станцию Княжиха, имело под собой все основания. Но надежда, как говорится, умирает последней, и тоненькая ниточка подспудного желания увидеть кого-то из детей  послала их на второй этаж, где светился огонек. И каковы же были  их чувства – удивление, удовлетворение, радость от живописного зрелища, что предстало перед их глазами.  Около кучи матрасов, подушек, огромного узла из простыни, в котором, как потом оказалось, были ботинки, спали маленькие дети, а более взрослые дремали , сидя около этих вещей, один  не спал и сразу вскочил перед воспитателями. Объяснение было таким: оставшись одни, они побоялись, как бы  у них не украли их вещи, и поэтому они их снесли в одну комнату и караулили по очереди. Доверие было оправдано, и в следующий раз на них уже можно было  положиться.

Драмколлектив с непостоянным составом участников  ставил пьесы классиков и современных авторов, и жители Медяны привыкли, что  к советским праздникам их опять порадуют очередным спектаклем. Что удивительно, играя классику, они поражали  не только заученным текстом, эмоциями, но и живыми, не наигранными движениями по сцене, как будто они ту, литературную жизнь проживали. Настоящими, из прошлой жизни  были и их костюмы, так как большинство учительниц, играющих роли в спектаклях, были из семей священников, мещанского сословия или даже обедневшего дворянского. Смолькова Е.М., Грацианская Е.М, Победоносцева А.М., Нестерова Ю.И., М.А.Щербакова и др.

В 30-е годы  приобщали к театральному действу и старшеклассников, которые учились в  средней школе в Жданове, а потом в Пильне. В школе они тоже участвовали в драмкружке и с удовольствием принимали приглашение  местных «артистов» попробовать себя на сцене. Но в 1941 году мирной жизни пришел конец. Заголосили женщины , провожая своих мужчин на войну. Старшеклассники тоже подались в райвоенкомат с просьбой взять их на фронт, но им пока было отказано. Жили люди в деревне, работали, тужили, горевали, радовались маленьким радостям. Жили люди, трудились и днем и ночью, не жалея сил,  не доедая, не досыпая. Жили люди, о которых надо писать книги и слагать песни. А мы  так мало  знаем о них, и говорим о них в общей массе – труженики тыла. В истории вряд ли можно найти пример, когда тыл был так тесно связан с фронтом. Поэтому не зря все труженики тыла стали называться ветеранами войны.

Строга и разборчива человеческая память, и не все оставляет в ней свой след. Вот и жители Медяны не помнят, были ли какие представления в клубе в годы войны, скорее всего нет. У них  осталась только трепетность воспоминаний, как они ждали весточек с фронта, как оплакивали похоронки, как встречали своих дорогих мужей, сыновей, братьев с войны.

Надо было начинать новую жизнь всем – и осиротевшим матерям и детям, и вдовам, и «невестам», которые так и не узнают счастья семейной жизни.

Мужики с утроенной энергией возьмутся за работу,  детдом из построенной школы переведут  в так называемый «Хутор Нагорный», где когда-то было имение орловского губернатора Андреевского, потом совхоз и дом отдыха завода 91. Школа станет средней, приедет много учителей, вернутся в строй свои, повоевавшие на фронтах Великой Отечественной войны. Откроется МТС (машино-тракторная станция), заработает в полную силу маслозавод, изба-читальня снова станет посещаемым местом, а в каждом колхозе ( а их было три в Медяне) будет свой клуб.

В 1950-1960 годы « театральная болезнь» охватила огромное количество советского народа. Театры становятся своеобразной Меккой для представителей интеллигенции, студенчества, молодежи. Для сельских жителей городские театры практически были недоступны, но интерес к «постановкам», которые они слушали по радио, не пропал.

И снова возобновят увлеченные люди воплощение в жизнь своей мечты – заниматься  творчеством, вовлекать в театральную самодеятельность все больше людей, выявлять их способности, ибо талантливых людей в таком большом селе было немало, а поклонников сценического мастерства еще больше. Репертуар самодеятельных артистов был  очень разнообразен:  А.Н.Островский – «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Лес», «Гроза»,  «Бедность – не порок», «Свои люди,сочтемся», «Платон Кречет» и «Калиновая роща» А.Корнейчука, «Разлом» Б.Лавренева, «Семья» И.Попова, «Третья патетическая»  и «Кремлевские куранты»Н.Погодина, «Именем революции» М.Шатрова, «Барабанщица» А.Салынского,  «Тяжкое обвинение»Шейнина, «Бронепоезд 14-69» В.Иванова, «Свидание у черемухи»А.Ларева, «Ураган» и «Стряпуха»А.Софронова, «Иркутская история»А.Арбузова,»Разгром»А.Фадеева, «Веселый разговор», «Васса Железнова»М.Горького, «Женитьба»Н.Гоголя , «Дама с собачкой» А.Чехова, «Карьера Бекетова», «Печка на колесе» и др. Как видим, одно только перечисление может занять много времени и места. Но даже названия дают панораму и масштаб творческой деятельности  самодеятельного театра. Произведения были сложные, очень многогранные, и не каждый профессиональный театр брался за такую трудную работу, тем более она была не по плечу большинству самодеятельных театральных коллективов.Но какой бы выбор  не сделали  медянцы , имеющие долголетний стаж в создании больших спектаклей, они не останавливались перед сложностью осуществления многокартинного спектакля с большим количеством действующих лиц.

Артисты всегда волнуются перед выходом на сцену, а уж самодеятельные артисты и подавно. Не забыть бы текст, не уйти бы за другую кулису, не растеряться бы от огромного количества людей( по меркам клуба – когда люди стояли у стен и сидели прямо на полу перед сценой),или просто волнение от того, что они проживают  чужую жизнь на сцене. Как воспримет спектакль деревенский житель, простые колхозники, не всегда прочитавшие то или иное произведение, или вообще ничего, кроме газет, не читавшие? Поймет ли, ощутит ли  тот накал страстей, который несет  спектакль? И злободневны ли эти страсти для  времени постановки этой пьесы, ведь написал ее автор,например,  в 19 веке. У медянского самодеятельного театрального коллектива за всю его многолетнюю историю всегда были свои преданные зрители – односельчане, неистовые поклонники их выступлений. А потом к поклонникам их творчества присоединились и зрители из соседних сел, райцентра, начались «гастроли»  и в далекие от Медяны села района. Большинство селян ходили практически на каждое представление, а некоторые даже по три раза ( премьера проходила во всех клубах Медяны). Но вот что удивительно – память не сохранила момента, чтобы исполнителям дарили цветы – хотя бы маленькие букетики. Или народ не бывал никогда  в настоящем театре – будь то города Горького или Москвы, или не был воспитан такому поклонению таланта, а может и то, и другое. Но были и другие причины отсутствия столь интересной детали отношений талантов и поклонников. Во-первых, спектакли ставились глубокой осенью и зимой, репетиции начинались после окончания сельхозработ и с началом учебного года ( вот такая интересная взаимосвязь проследилась). Во-вторых, электричества в селе не было до конца 1961 года, и даже известие о первом полете человека в космос люди услышали по радио, проводному или были еще такие «аккумуляторные» радиоприемники серии «Родина». Телевизоры в редких домах появятся уже в 1962 году, далее пойдут распространяться по селу в геометрической прогрессии. И вот тогда люди увидят фильмы, записанные прямо в театре во время спектакля,или  просто трансляции спектаклей ( тогда это практиковалось – и никаких реклам не было). А во время антракта брали интервью у артистов прямо в гримерке – т.е. деревенские жители стали приобщаться к высокому искусству через телевизор. Вот тогда-то медянские жители и увидели, что после представления артистам дарят цветы. А так как глубокой осенью или ранней весной цветов в домашних палисадниках не было, а  покупать цветы и в голову не приходило, да и негде было. В Пильне и Шумерле цветы в те годы тоже не продавались. И вот тогда же, так думается, и к своим доморощенным артистам стали предъявляться более завышенные требования. Еще о зрителях. Как уже упоминалось, в клубах был постоянный аншлаг, и сидели даже на полу перед сценой. Кто сидел? Да дети!  И их не прогоняли, потому как видели в них новое поколение зрителей, которые будут приходить на их спектакли снова и снова, уже будучи семейными людьми, а может и сами заинтересуются этим занятием и у них отыщется дарование передавать зрителям свои чувства и эмоции, гармонию и красоту  классических произведений  через сценической действо.

Когда-то в театре существовало жесткое правило: у каждого актёра было своё амплуа, то есть актёры играли только те роли, которые больше подходили им по складу их характера. В современном театре нет жесткого деления на амплуа. И актёр, который вчера играл злодея, сегодня может играть романтического положительного героя. Разнообразие предлагаемых характеров требует серьёзной профессиональной подготовки. Такой подготовки у самодеятельных артистов не было, но играли они роли разные, хотя и были в самодеятельности люди, у которых лучше всего, например, получались роли комические или, наоборот, трагические.

Театр – дело коллективное. Даже, если актёр талантливо создаёт образ героя на сцене, но костюм его пошит не точно,  значит зритель будет не полностью доверять игре актёра и воспринимать его роль всерьёз. Поэтому к подбору костюмов в коллективе относились серьезно ( с небольшой поправкой на ткани – в  селе не найти было парчи  или  какого-нибудь муслина, за прозрачную ткань выступала марля, а взяв за основу соломенные, мастерились дамские шляпы разного фасона).

 Заставить радоваться, горевать, переживать разные чувства позволяет живое слово, поэтому  важна интонация произнесённого слова, тот музыкальный инструмент человеческой речи, который придаёт её выразительность и эмоциональность. Умение лицедействовать некоторым дается от рождения, как бы по наследству, другие этот дар в себе развивают. Но вот над правильной речью, сценическим мастерством передачи  монологов или реплик надо было работать и работать.

Преданные и страстные почитатели классической театральной школы, медянцы, в первую очередь, обращались к классическому репертуару, заставляя зрителей жить одной жизнью с героями, хоть и непонятной порой, ибо сословия не совпадали. Но тем не менее радоваться  и…даже плакать.

Хотелось бы отдельно остановиться на спектаклях, связанных с образом В.И.Ленина. Вот что писали в газете «Колхозная стройка» по поводу постановки пьесы «Семья». « За сценой идут последние приготовления самодеятельных артистов, которые сегодня будут держать большой экзамен перед зрителями – они осуществят постановку спектакля  по пьесе Попова  «Семья»,   в которой показан во всей своей нравственной красоте Ленин – дорогой, близкий и понятный всем простым людям друг трудящихся, организатор нашей Коммунистической партии и Советского государства. Присутствующие в зале давно ждали этот спектакль. Еще бы! Они увидят в нем бесконечно любимого Ильича, его мать, сестер, братьев. И вот…занавес открывается . Одна за другой сменяются сценические картины. Много действующих лиц в пьесе. Но центральной фигурой является Ульянов – Ленин, сначала в юношеские годы, а затем и в зрелом возрасте. Удивительно верно и проникновенно создаёт образ Володи Ульянова  Акилов Николай Яковлевич. Его игра так убедительна, что никто из присутствующих не сомневается в том, что именно таким и был Володя – такая речь, такие движения, походка, черты и выражение лица. В зале то и дело слышится восторженный шепот: «Ах, как хорошо и верно играет…»

С неменьшим успехом исполнил роль Ленина в зрелые годы директор средней школы Николай Федорович Кирсанов, который несколько раз ездил в Горький к народному артисту РСФСР Левкоеву, консультировался у него, как лучше воссоздать образ Ленина на сцене. Там же был сделан парик, который помог ему добиться портретного сходства с Лениным, там же Николай Федорович научился сам накладывать грим.

Прекрасно справилась с ролью матери Володи Ульянова – Марии Александровны – Платонова Екатерина Степановна. Зритель увидел в ней любящую мать, передовую женщину того времени, прямую, честную, волевую, стоящую за правду при любых обстоятельствах.

Хороша игра Ивана Михайловича Шелдагаева в роли генерала Дурново –жандарма царской России, где нужно льстивого, где нужно хитрого, жестокого, а по существу своей натуры – зверя. Удачно исполнил роль помощника Дурново Владимир Федорович Кочетков.» Далее в газетной статье идет речь об игре других самодеятельных артистов, которым тоже сопутствовали удача и успех у зрителей. Автор статьи Александра Николаевна Каллистова, ветеран педагогического труда, пишет: «Многократно бурными аплодисментами награждали артистов зрители. Когда же на сцене появился Н.Ф.Кирсанов в роли Ленина, присутствующие в зале устроили ему овацию». От себя добавлю – в одном из клубов он (Ленин) появился в зрительном зале и пошел вдоль рядов по центральному проходу. Так зрители в едином порыве встали, как будто им кто-то сдирижировал  , и тоже долго аплодировали.

О другом спектакле «Третья патетическая» Н.Погодина пишет в статье «Творческая удача» ст .методист Горьковского областного Дома народного творчества  Е.Бравич. Приведем выдержки из статьи о других исполнителях: « Чекист Федор Дятлов (И.М.Шелдагаев) –твердый, непоколебимо-честный, преданный партии и Ленину человек ,трогателен в своем большом чувстве к Ирине Александровне ( этот образ мягко, вдумчиво рисует Евгения Ивановна Евграфова). К творческим  удачам в спектакле надо отнести работу В.Ф. Кочеткова (Гвоздилин), Николая Петровича Чимрова, отменно владеющего татарским акцентом, создавшего яркий, запоминающийся образ дворника Абдильды. Чувствуется, что Нина Федоровна Киселева много думала над  ролью Насти. Для трактовки этой продажной, внутренне опустошенной, коварной женщины исполнительница нашла немало  верных черточек. Но хотелось  бы более ярких красок, характеризующих бессильную злобу Насти, когда проиграна игра с отцом ,и он бежит со своим богатством. Исполнитель роли В.И.Ленина –Кирсанов Н.Ф. чутко и вдумчиво подошел к раскрытию внутреннего мира Владимира Ильича. Актер предельно обаятелен, прост, и мы чувствуем, какая огромная внутренняя сила и убежденность в правоте своего дела двигает всеми мыслями и поступками великого человека. Особенно удались Кирсанову сцены на заводе, в кабинете и в финале спектакля.

Необходимо также отметить редкую трудоспособность медянского театрального коллектива, который сам  создает все необходимое для спектакля. Тов. Шелдагаев и тов.Кирсанов являются организаторами и режиссерами, постановщиками, световое оформление осуществляет В.Ф.Кочетков, грим – П.И.Лопухов, декорации –П.И.Лопухов, Г.П.Кровяков, А.Я.Акилов и др. Почти все преподаватели Медянской средней школы, также и другие представители сельской интеллигенции и колхозники вовлечены в драмколлектив, в  числе которых Б.М.Евграфов, Б.И.Вашуркин, М.С.Гришин, Л.Г.Кровякова, В.П.Кровяков, В.Д.Федотов, Лоханов М.Т., Власов В.М., Грошев С.С.,  Николаев В.Ф.,Лапшов Н.Т. Всего в коллективе до 70 самодеятельных актеров. Медянцы часто обслуживают своими спектаклями другие сельские клубы, и в этом их большая заслуга».

«Новый успех медянцев» – по таким заголовком вышла статья в местной газете об очередном спектакле драмколлектива  Медяны «Барабанщица» по пьесе Салынского. Это глубокое по идейному содержанию драматическое произведение потребовало от исполнителей тонкого, правдивого сценического мастерства. Особенно сложна и ответственна  роль Нилы Снижко, которую исполняет Лопухова Александра Константиновна.

В чем сложность показа этого образа? В том, что Снижко ( она же барабанщица) должна предстать перед зрителями « спаянной  из двух совершенно разных половинок, а спайка не видна, как выразился о ней архитектор Федор, и это действительно так. С одной стороны Нилу нужно показать натурой сильной, цельно-собранной, принципиальной, морально-устойчивой, непреклонной, хотя мягкой и отзывчивой сердцем, горячо любящей свою Отчизну, готовую героически отдать свою молодую жизнь за неё: с другой стороны выглядеть равнодушной, бесшабашной, отдающей цинизмом, со всеми специфическими признаками немецкой особы соответствующей среды. В такое положение автор ставит Снижко, когда по заданию партии, строго сохраняя конспирацию, она, проникнув в немецкий тыл с разведывательными целями, заставляет вести себя так, как самая низкопробная девушка: пить, плясать, курить, разьезжать  с немцами куда им желательно, казаться очень веселой, – словом, вести себя так, чтобы не подать и тени сомнения в том, что она не немка. Совместила ли в своей игре Александра Константиновна все эти требования и качества? Да, совместила. Она играла Нилу психологически  верно.

Хорошо  исполнила роль военврача Платонова Е.С., показав выдержку, сердечность, здравый смысл, умение разбираться в людях, делать правильную  оценку их поступков, деятельности. Ярко показаны образы Тузиковой (Еланова А.И.) и Парамоновой (Силантьева Л.П.) Тузикова грубая, корыстная, мелочная, меняет свои симпатии в зависимости от материальной выгоды. Зоя Парамонова, наоборот, честная труженица военного завода, где самоотверженно работает для фронта по нескольку смен подряд. Непринужденно вел себя на сцене Бобров, игравший возвратившегося с фронта бойца Алешу. Хорошо играли самые молодые артисты Павлик Грачев и Шура Разуваев.»  И ,знаете, что интересно, когда в детстве смотришь на артиста, играющего отрицательную роль в фильме, это отвержение его, как человека, тянется шлейфом  и в другие фильмы, где этот артист играет, в общем-то, неплохого героя. Так и после этого спектакля, когда мальчишки по пьесе кричали вслед Ниле  оскорбительное -«немецкая овчарка», медянские мальчишки тоже перенесли это слово – «овчарка» и на исполнительницу главной роли. А те, кто поняли Нилу, догадавшись, что она советская подпольщица, даже в драку полезли на первых.  Что доказывает искренность и правдивость сыгранного образа.

О спектакле «Васса Железнова» М.Усманов писал: « Это не рецензия на спектакль и не статья под рубрикой «Театр», это всего несколько личных мыслей, которые я вынес после просмотра пьесы». Безусловно,  характеристики актеров , в основном, были  высококлассными, об игре молодых исполнителей он тоже отозвался очень положительно.  «Особо надо сказать о колхозном механике В.Ф.Кочеткове.Он в роли Прохора.             « Любой профессиональный театр не отказался бы от вас,- так было сказано специалистами об игре Кочеткова в тот день при разборке пьесы. В самом деле, человеку, дело которого машины,земля, дело, разумеется далекое от литературы и искусства и театрального дела вообще, удалось так хорошо и вдумчиво показать нам Прохора. Это говорит о том, какие большие возможности таятся в наших людях»

Когда-то в театре существовала такая должность: суфлёр, то есть человек, который, находясь в специальном месте, в случае необходимости подсказывал текст актёрам, если они его, не дай Бог, забудут. Сейчас таких должностей в театре нет,  В медянском  драмколлективе были прекрасные суфлеры, в основном, это были учителя литературы –Саводерова Анна Петровна, и долгие годы Платонова Мария Степановна. Для актеров, которые от волнения забывали текст или монологи были достаточно длинными, работа суфлера была очень значима.

Как в любом профессиональном театре, в самодеятельности тоже встречались курьезные вещи и с актерами, и с бутафорией. Казусы с артистами чаще всего случались  из-за забытого текста. Например, в Медяне, был один прекрасный артист, который мог исполнить любую роль, но то, что он плохо помнил текст, знали все. Он часто «выкручивался» из положения, говоря что-то своими словами, близкими по смыслу. Но однажды, играя в драме «Гроза», он совсем забыл текст, и когда суфлер несколько раз произнес в его сторону: «А от любви-то…» –  и судорожно кашляет». На что исполнитель прореагировал такой репликой: «А от любви-то… и судороги, и кашель…» И в этом же спектакле, и опять этот же актер снова продемонстрировал свою не совсем полную готовность на премьере. На подсказку суфлера: «Эх, любовь…» И,махнув рукой после этих слов,он должен был вылезть в окно. Произнеся фразу : «Эх, любовь…», он забыл, что должен делать дальше. Суфлер подсказывает: «Эх, любовь…» и уже почти кричит : «Лезет в окно!» Артист повторяет: «Эх,любовь лезет в окно!». В другом спектакле на подсказку : « Мне не до обид, Годун», актер, играющий соответствующее действующее лицо, бьет себя в грудь и говорит: « Я еще не добит, Годун». Были и «гигиена огненная» вместо «геена огненная», были и слова, которые вообще по спектаклю не произносились.

«Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нём может поместиться толпа, ни в чем не схожая между собой, но которая может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним общим смехом. Театр – это кафедра, с которой можно много сказать миру добра»- так сказал когда-то о театре Николай Васильевич Гоголь.

О драматическом коллективе Медяны писали в центральных газетах и журналах, их постановки видели жители многих сел нашего Пильнинского района. Уходили корифеи самодеятельного театра, на смену им приходила молодежь,  старающаяся принять эстафету от старшего поколения. Во время работы директором Дома культуры Куропанова В.Н., молодого, энергичного специалиста, с новой силой  раскрылись таланты самодеятельных артистов. К сожалению,  Куропанов Владимир очень рано ушел из жизни, но работа драмколлектива какое-то время еще продолжалась. Но режиссерского таланта И.М.Шелдагаева и Н.Ф.Кирсанова, их организаторских способностей стало недоставать медянцам.  Некому стало рисовать и изготовлять декорации, ушли из жизни или уехали из села многие  исполнители.

«Мир театра – волшебный, восхитительный, бурлящий сценическими страстями и зрительскими овациями – почти невозможно зафиксировать в материальных ценностях: «Его произведениям …суждена недолгая жизнь, и, сойдя со сцены театральный спектакль живет лишь в воспоминаниях очевидцев. А для истории остаются лишь программки, афиши да фотографии».  Тем более ценны  любые сведения об удивительной и захватывающей жизни театрального  «организма». Вот и мы сейчас по крупицам собираем  материал по самодеятельному театру в Медяне, ищем фотографии, реквизиты, статьи в газетах с рецензиями и отзывами о спектаклях.

 «Люди театра – это совершенно особая порода людей, раз и навсегда определивших свое призвание и не изменяющих ему никогда в независимости от того, как сложится их личная и творческая судьба». Эти слова о профессиональных актерах в полной мере можно отнести к самодеятельным артистам, для которых служение Мельпомене стало вторым призванием.

Ох, как быстротечно время. Уже не радуют больше медянские театралы современную публику. Но имена любителей театрального искусства  из Медяны должны сохраниться в памяти не только их потомков, но и в благодарной памяти  потомков всех медянских жителей.

Хочется сказать от имени поколения детей   «театралов».  Мы видели восторженные глаза зрителей, слышали скандирование в зале, бурные аплодисменты. Мы счастливы, что  наше детство так близко соприкоснулось с «золотым периодом» медянских самодеятельных артистов. Ибо, например,И.М.Шелдагаев –мой папа, а Н.Ф.Кирсанов –  мой учитель и директор моей школы, большинство ведущих самодеятельных артистов – мои учителя или люди, работающие с моими родителями, с которыми мы близко общались. И так могут сказать другие потомки  участников драмколлектива.  Наверняка, не погрешу против истины, если скажу, что мы, их дети, тоже причастны  к  этому удивительному миру страстей и жизни на сцене наших  самодеятельных артистов  самым прозаическим образом. Мы переписывали роли своим родителям – моя сестра Люда, Таня и Надя Евграфовы, Таня Кирсанова, Галя Лопухова, Валя Чимрова, Вера Акилова, Люба Докторова ,Надя Горячева, Надя Грошева,Надя  и Нина Кочневы ,может еще я забыла некоторых девочек, ибо там, где из детей были одни мальчики, эту функцию скорее всего выполняли их матери. Пока эти роли переписывали, а потом слушали, как их заучивают, наш молодой ум запоминал все быстрее, а, сидя в зрительном зале и видя какую-то заминку в реплике, хотелось прямо с места подсказать. Я попробую назвать ряд имен, которые блистали на медянской сцене в годы так называемого «театрального бума – 50-е, 60-е, 70-е годы 20 столетия.

Акилов Александр Яковлевич, Акилов Николай Яковлевич , Акилова (Полумордвинова )Анна Ивановна, Акилова (Силантьева) Лидия Павловна, Вашуркин Борис Ильич, Власов Валентин Михайлович, Грошев Сергей Степанович, Евграфова Евгения Ивановна, Евграфов Борис Михайлович, Еланова Анна Ильинична, Гришина(Киселева)Нина Федоровна, Гришин Михаил Сергеевич, Ганьков Иван Васильевич,Кирсанов Николай Федорович, Карнаушенкова Наталья Ивановна, Кровяков Григорий Петрович, Кровякова Любовь Григорьевна, Кровяков Владимир Петрович, Лопухов Петр Иванович, Лопухова Александра Константиновна, Марюшин Василий Дмитриевич, Лапшев Николай Тимофеевич, Платонова Екатерина Степановна, Платонова Мария Степановна, Кочетков Владимир Федорович, Саводерова Анна Петровна, Горячев Василий Кузьмич, Ромашина Евдокия Николаевна, Федотов Валерий Дмитриевич, Федотова Антонина Владимировна, Чимров Николай Петрович, Привалова (Антипова) Лидия Сергеевна, Чимрова(Евграфова) Татьяна Сергеевна, Вашуркина (Педина) Лилия Владимировна, Ненастьин Александр Григорьевич, Ватоленкова Галина Дмитриевна, Салдаева Татьяна Васильевна, Леонтьева Татьяна Михайловна, Воронин Н.П.,Новиков В.М., ,Полумордвинов Валентин Александрович, Чурбаков Николай Тимофеевич, Строгина Н., Грачев Н.,Щербакова Н. Бобров, Хозов, Лоханов М.Т., Николаев В.Ф., Кузнецов Петр Лаврентьевич  , Кочнев А.И., Чернышев П.Ф.

Театр – как любовь, он – как порыв,

Он тот, который

Тебе верней и друга и родни.

Театр – бог, чьи ангелы- актёры,

Хоть далеко не ангелы они!

Очень хочется, чтобы молодое поколение, не уронив былой славы отцов, продолжило их дело, которое называется особенным словом «театр». Чтобы современные зрители, как завороженные, смотрели на игру актеров 2-3 часа подряд (соответственно, с антрактами). Чтобы «клиповое» сознание молодежи трансформировалось в обычное, с раздумьями и  глубокими  чаяниями, надеждой на будущее, чтобы душа жила.

Вверх